среда, 8 апреля 2009 г.

Таганай на волосок от гибели?

Таганай на волосок от гибели?


В 2004 году Федеральное космическое агенство России планировало разместить на территории Южного Урала полигон по утилизации двигателей твердотопливных баллистических ракет. Экспериментальные взрывные работы и опытная ликвидация зарядов ракетных двигателей с твёрдым топливом должна была проводиться в отработанном каменном карьере «Радостный» возле поселка Александровка в Кусинском районе Челябинской области. Осуществлять ликвидацию намеревались ЗАО «Промтекон» (Москва) и ФГУП «Специальные взрывные работы» (Магнитогорск). Техническим заданием предусматривалось уничтожение до 400 тонн зарядов в год. 

Миасские специалисты обладают большим опытом утилизации ракет, но никто не поинтересовался их мнением. Даже экологи. А между тем, уничтожать твердотопливные ракетные двигатели межконтинентальных баллистических ракет методом подрыва отнюдь небезопасно.

Карьер «Радостный» находится очень близко от ПО «Маяк», Златоуста, Миасса, Карабаша, Аргазинского водохранилища, которое снабжает Челябинск питьевой водой, а также от заповедной зоны – Таганайского национального парка и Ильменского заповедника. Должных исследований конкретного места не проводилось, а ведь именно здесь протянулись Уральские горы, где после пробных взрывов регистрировались подземные толчки. Кроме того, взрыв двигателя может создать столб пыли и токсичных выбросов высотой в 2-3 километра, при этом вредные вещества вместе с газоаэрозольным облаком могут разлететься на расстояние в 150-170 километров. А если учесть, что в стране таких ракет много – порядка четырехсот, можно представить, какой колоссальный экологический вред будет нанесен Челябинской области. Американцы свои ракеты таким методом уничтожают вдали от жилых территорий на специальном полигоне в пустыне Невада, а мы чем хуже?

Миасские ракетчики ликвидацию и утилизацию своих твердотопливных ракет морского базирования на протяжении многих лет производят отработанным методом: сжиганием твердотопливных двигателей на специальном экологически защищенном испытательном стенде предприятия-изготовителя этих двигателей, находящемся не на территории Челябинской области. При этом не достигается даже 50-процентный уровень от разрешенных предельно допустимых выбросов.

Тогда же, в июне 2004, южноуральские власти сформулировали позицию: даже при успешном прохождении проекта полигона через государственную экологическую экспертизу решение об его реализации будет зависеть от воли населения. Как известно, против размещения полигона высказались 10 тыс. жителей Кусинского района, Златоуста и Миасса. Население поддержали депутаты Государственной думы от Кыштымского и Златоустовского округов Михаил Гришанков и Валерий Панов. 

Дополнительным основанием подыскать другое место для размещения полигона стало отрицательное заключение специалистов управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Экологами были изучены данные о розе ветров и просчитан экологический вред от взрывов в окружающей среде, что послужило запретом на предпроектные проработки по уничтожению твердого ракетного топлива. 

Эти ракеты весьма опасны, так как длительное время находились на боевом дежурстве. К тому же территория «полигона» имеет сложную гидрогеологию, здесь множество родников, подземных источников, горы. Учитывая, что отдельные компоненты твердого ракетного топлива токсичны, кто даст гарантию, что после взрывов через подземные источники токсины не попадут в воду, которую в деревнях, в той же Александровке используют для питья. Ну а если посмотреть на ситуацию комплексно, имея в виду, что в области уже есть источники повышенной опасности, такие как комбинат «Маяк», что на ее границах находится курганское Щучье, то, безусловно, нельзя подвергать риску самые заповедные территории, являющиеся национальным достоянием.

По материалам Агенства новостей и информации ВЕБ-Миасс.ру (октябрь-ноябрь 2004)

5-го октября 2004 года в «Новостях» по HТВ проскочила тревожная информация о том, что в трёх километрах от д. Александровки начали проводить уничтожения частей ракет методом подрыва. После взрыва, сила которого составила несколько тонн в тротиловом эквиваленте, в с. Катаве были зафиксированы подземные толчки силой 5 баллов. В Александровке кое-где повылетали стёкла. Местные жители запротестовали, но их попытались соблазнить перспективами трудоустройства при полигоне.

А между тем, при взрывах ещё и выделяется сильное ядовитое облако с продуктами
распада и остатками заряда и топлива ракеты. Александровка расположена на
западных склонах Юрмы (северная вершина Таганая). Ветры там обычно северозападные. Подобные облака прямиком идут на Таганай и при заходе через хребет выпадают дождями. Ничего не подозревающие туристы в Hациональном Парке отдыхают на чистых речках и пьют воду из горных ручьёв. Не говоря уже о возможных подвижках курумников, по которым часто лазают дети...

Вырезка из газеты Златоустовский рабочий от 29.09.2004.
Открытое письмо
губернатору Челябинской области П.И. Сумину,
представителю Президента по Уральскому федеральному округу
П.М. Латышеву, депутату Госдумы В. В. Панову

Уважаемые Петр Иванович, Петр Михайлович и Валерий Викторович!
В городских газетах Златоуста и Кусы появились сообщения о том, что некая московская фирма «Промтекон» намерена организовать на базе бывшего рудника «Радостный» в Кусинском районе полигон по уничтожению ракетных двигателей на твердом топливе.
Техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду опытных взрывных работ на базе бывшего карьера «Радостный» подписано и утверждено в Москве без замечаний. И хотя министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Г. И. Подтесов подписал ТЗ со следующим замечанием: «Подготовить план проведения консультаций г общественностью по намеченной деятельности, рассмотреть возможные альтернативные варианты», фирма «Промтекон» провела уже опытный взрыв без всяких консультаций.
Это прямой путь к созданию полигона для уничтожения твердотопливных зарядов ракет. И это в центре горной части Челябинской области, всего в трех километрах от границы национального парка «Таганай»! Ядовитые облака от взрывов ракетного топлива будут попадать не только на территорию национального парка, но и при неблагоприятных метеоусловиях достигнут территорий городов: Златоуст, Миасс, Куса, Карабаш. И точно попадут в Киалимское водохранилище, питающее питьевой водой Миасс (а далее через Шершневское водохранилище — Челябинск), и в водохранилище на Большой Тесьме, питающее Златоуст. Мы уже не говорим о более мелких населенных пунктах, окружающих карьер «Радостный».
Неужели в необъятной России не нашлось более пустынного места, чем наша многострадальная Челябинская область, и без того насыщенная предприятиями тяжелой и оборонной промышленности, «запретками», с печально известным комбинатом «Маяк»... Кроме того, не нужно забывать, что Урал — зона тектонических разломов, и еще неизвестно, как аукнутся нам эти взрывы.
Просим вас принять срочные меры по запрещению создания полигона для уничтожения твердотопливных ракет в Челябинской области. Предлагаем провести общественную независимую экологическую экспертизу и, если потребуется — референдум.

В. КУТЫШЕВ,
руководитель общественной инициативной группы по проведению акции «"Нет" — взрывам ракет», по поручению более трех тысяч златоустовцев, поставивших свои подписи против устроения полигона наТаганае.
На 11.10 собрали 10 тысяч подписей.

С геофизической точки зрения фраза «Урал — зона тектонических разломов» имеет не большее отношение к сути вопроса, чем фраза «На Урале есть земная поверхность». Тектонические разломы, в том числе активные, есть везде: и в горах, и на равнинах, и даже на платформах. К тому же возможное влияние взрывов, даже ядерных, на сейсмическую активность — это миф, по мнению большинства серьезных учёных. Правда, есть гипотеза, что путём искусственных взрывов можно предотвратить, ослабить или обезопасить назревающее землетрясение, но это только гипотеза. Возможно, автор статьи хотел «запугать» тектоническими разломами чиновников или население. Но на деле вышло наоборот: подобные подтасовки и натяжки идут только во вред делу охраны нашей среды обитания.

По мнению специалиста-геофизика Алексея Дешера из г. Пущино, очень часто общественные организации сражаются не за природу, и даже не за экологическую идею, а просто отрабатывают деньги спонсоров. Фактически, рядовые активисты оказываются пешками в борьбе конкурирующих производителей, а верхушка просто делает на этом бизнес. Из-за аморального поведения этой верхушки, двойных стандартов и т.п. дискредитируется сама идея защиты природы от разрушительных последствий человеческой деятельности. Куда ни плюнь – всюду всё именно так. Начиная от теории «парниковой катастрофы» (глобального потепления) и кончая законом о ввозе в РФ на переработку отработанного ядерного топлива. Если не полениться и собрать информацию о том, кто и как проталкивает/блокирует эти и другие подобные законы, сразу становится ясно, что и тех, и других экология волнует в последнюю очередь. Все борются только за свои корыстные интересы, а демагогия в защиту природы – это просто способ управления массами (то есть нами) для достижения своих целей. 

Теперь зададимся вопросом: уместно ли взрывать заряды, прошедшие три срока использования, вместо того, чтобы их сжигать? По словам сведущего в этом деле В.Черненко, даже после одного срока использования, если целостность заряда нарушена, его подрывать ещё опаснее, чем сжигать. Так как при подрыве возникает гораздо больше давления, чем при горении, что скорее приведёт к детонации (взрыву) всего заряда, многократно увеличивая начальную мощность взрыва, а значит, и образование мгновенно всех вредоносных веществ. В лучшем случае заряд распылится, но все свои свойства — по выделению вредных газов, отравлению воды, почвы и воздуха — сохранит. Ну, а в худшем — мелкие частицы топлива воспламенятся, и получится нечто вроде объемного взрыва («вакуумной бомбы») очень большой разрушительной силы.

Тот же Черненко не убеждается в благополучности сейсмических последствий. Ведь ядерный взрыв в центре Китая, а чуть позже — землетрясения в Средней Азии или Пакистане некоторые специалисты в области сейсмологии четко связывают друг с другом. 

Далее В.Черненко осуждает ведущих телесюжета 5 октября на тему грозящих взрывов. Они предлагают взрывать заряды в озере, чтобы уменьшить опасность последствий. Но если оставить в стороне технические сложности данного дела, то возникают адекватные вопросы: куда из этого озера денутся куски корпусов (в воде уж они точно гореть не будут), куда потом исчезнет целое озеро соляной кислоты после серии взрывов, пойдет ли оно в грунтовые воды? Ведь кислота образуется из топлива этих зарядов и способно гореть под водой, выделяя хлористый водород, а все озёра так или иначе связаны с грунтовыми водами. И ещё стоит подумать, нужны ли нам дожди с соляной кислотой (или туманы)? После всех взрывов вряд ли погуляешь в окрестностях рудника «Радостный» без химзащитных костюмов. 

PS. В 2002 году было землетрясение – Златоуст подпрыгнул так, что в некоторых районах упали шкафы, разбилась посуда. Даже в соседних городах сейсмологи зарегистрировали толчок. Населению сказали: землетрясение. Но откуда взяться землетрясению в 6 баллов на старых Уральских горах? Может быть, окрестности Таганная УЖЕ несколько лет являлись зоной ликвидации «смертоносных отходов»? А население известили об этом совсем недавно, держа его в неведении продолжительное время... 

Подготовил Д. Волобуев

10.07.2005.

Источник: http://www.southural.ru/ и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий